Написать по адресу: old@noev-kovcheg.ru

Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении

Предыдущая статья

В его объективе -- история будущего поколения

Ромику Карикяну 60 лет

10 лет утра.

Москва, школа №1650.

Начало последнего съемочного дня.

Мы, с другом, оператором Ромиком Карикяном, сидим в маленькой уютной комнате, почему-то здесь ее называют "конференц зал", и ждем нашу героиню. Как всегда, нам любезно предложили кофе с фирменными сладостями и в очередной раз сообщили, что "кого мы ждем, вот-вот появится".

Почему-то в это утро мы не говорили о предстоящих съемках. Виновником был я. Не знаю почему, но вдруг я обратился к моему другу и задал ему какой-то школьный вопрос:

-- Слушай, если б ты не был оператором, кем бы ты стал?

Так как мой вопрос был неожиданным для друга, естественно он сразу не ответил, и чуть улыбаясь, сказал:

-- Наверно... ОПЕРАТОРОМ! Потому что я им уже стал. Конечно были разные увлечения: спорт, музыка, но профессия оператора слишком меня манила. Я очень люблю свою профессию, и в плену ее объятий.

-- Подожди, но ты без знания этой профессии пришел к нам на Ереванское телевидение из киностудии "Арменфильм" и насколько я помню в начале работал осветителем. Ведь так?

-- Да, это было в 1963 году. Но длилось недолго. Через месяца два Рафик Галстян, Ваагн Гарибян и Фрунзе Мкртчян...

-- Тогда наши ведущие операторы! Великолепные ребята!

Ромик Карикян – ОПЕРАТОР с большой буквы!

-- Они и предложили мне работать ассистентом оператора. Естественно я сразу согласился и, как говорится, пошло-поехало. Первым учителем стал Мкртчян, которому я очень благодарен.

-- Помню, тогда очень сложно было получить звание оператора, там какие-то комиссии оценочные, категории, да?

-- Ты же знаешь, что профессия телевизионного оператора была единственной в те годы, которой никто не обучался. Все, кто занимался операторским искусством, имели совсем иные профессии. Были киномеханики, осветители, многие даже без определенной профессии. Это потом открылись курсы телеоператоров в Москве и наши ребята по очередности приезжали и, как говорится, квалифицировались в оператора. Один из них был я.

-- Но я помню какие хвалебные письма шли от руководства этих курсов в адрес нашей дирекции. Они особо отметили наших "учеников" -- оценили их высокий профессионализм.

-- Да. Потому что мы все за собой уже имели огромное количество выпущенных в эфир телевизионных передач и постановок. Благодаря нашим ведущим режиссерам, кстати в том числе и тебя, мы приобрели большой опыт в построении кадра, композиции, вкуса. Мы сумели укрепиться и быть уверенными в свою профессию. Мы начали спорить с режиссерами, предлагать им наше видение данной передачи или постановки. Мы прошли хорошую школу в Москве.

-- Ты очень быстро пошел вверх. Молодец! Я помню, почерк оператора-постановщика Карикяна имел уже авторитет у зрителя. Ты знаешь, почему-то я всегда следил за твоими успехами, болел за тебя, радовался. И когда узнал, что ты бросил телекамеру и взял в руки кинокамеру, подумал -- может и в этой области посчастливится нам работать вместе. И вот -- пожалуйста -- сбилось! Кстати, сколько у тебя на счету телепостановок?

-- Около двадцати пяти...

А передачи, наверное, не сосчитать.

Я очень благодарен Грачику Ашугяну, Карлену Варжапетяну, Степану Джанибекяну -- режиссеры, с которыми связаны многие из моих лучших работ. И вообще, благодарен многим моим коллегам-операторам, которые без зависти верили в меня и предлагали лучшие передачи. Горжусь тем, что я ни разу не подвел их.

-- Ну а сегодняшняя твоя работа, я имею в виду корреспондентскую. Ты доволен? Ведь уже 25 лет ты отдал себя этой очень сложной и довольно-таки трудной работе. Не жалеешь?

-- Нет. Нисколько. Когда мне предлагали быть корреспондентом-оператором армянского телевидения в Москве, в первую очередь я задал себе вопрос -- а почему я?

-- Потому что ты во-первых, уже блестяще владел кинокамерой. Во-вторых, оценили твои человеческие качества --порядочность, вежливость, дисциплинированность, умение разговаривать, общаться с людьми, и третье -- высокий профессионализм.

-- Спасибо за высокую оценку моего труда.

Ты знаешь, все-таки сегодня я ни капельки не жалею, что согласился на эту работу. Да, ты прав, это адский труд. С утра до поздней ночи на ногах, охватываешь своим объективом все, что происходит вокруг. Смотри, сколько наших соотечественников здесь в Москве, в России. Так как помимо корпункта, который находится в посольстве Армении, где работаю, я также сотрудничаю с Союзом армян России. Приходится много ездить по России. Я встречаюсь с очень интересными соотечественниками, с их проблемами, страданиями и радостями, узнаю очень много интересного, и думаю, со своей стороны делаю самое главное, самое важное -- все проходящее через мой объектив становится историей для будущего поколения.

-- Верно. Сегодня нашим соотечественникам есть что сказать. Много у них вопросов -- ПОЧЕМУ? И ты совершенно прав, придет время, когда твои уникальные кадры станут бесценными и народ наш скажет тебе свое искреннее спасибо.

-- Спасибо надо сказать нашей героине, что опаздывает, а то ты не узнал бы никогда, кем я стал бы, если бы не око объектива.

Справа налево: стоят – Николай Ениколопов, Атаян, Лена Джигарджан, Каро Атаян, Алексей Экимян, Ениколопова, Владимир Пирумов, Алексей Микоян; сидят – Ромик Карикян, Михаил Экимян, Тигран Петросян

-- Да, какие великие армяне стояли перед твоей камерой: Арам Хачатурян, Никола Ениколопов, Арно Бабаджанян, Иван Баграмян, Тигран Петросян.

-- Завидно? А ведь мы с тобой должны были снимать картину об академике Алиханяне, помнишь?

-- Замечательная идея была. Автором, если не ошибаюсь, была Кожевникова.

-- Да, дочь известного писателя.

Помню, что ты уже готовил и режиссерский сценарий, а вот что было причиной остановки не помню.

-- Просто мы стали отдельной страной и все проекты исчезли вместе с Советским Союзом.

Жалко, конечно. Но, думаю, что сегодня не поздно возвратиться к этой теме, она вечная и нужная, мы всегда гордились и гордимся нашими великими соотечественниками... Так что вперед!

-- Естественно вместе. Да я забыл, а что за диплом ты получил от правительства Москвы?

-- Это был конкурс в 1998 году под названием "Москвичи о Москве" "Из Москвы с любовью". Среди победителей был и я.

Открылась дверь и в комнату вола секретарь:

-- Офелия Вазгеновна вас ждет.

...В этот день мы закончили наши съемки фильма, посвященного московской школе №1650, которой исполнилось 10 лет.

А через месяц в посольстве Армении состоялась презентация нашего фильма "МИР ДОМУ ВАШЕМУ". Люди искренне аплодировали нам, были благодарны и признательны. И я был бесконечно рад, что по-особому оценили работу моего друга Ромика Карикяна.

И когда в окружении друзей кто-то поднял тост за Ромика, я смотрел на его сияющее, открытое, молодое лицо -- подумал, как мне было легко и уютно работать с ним в этом большом по объему фильме. И подойдя к нему, тихо спросил:

-- Ромик, ты намного моложе меня?

-- Намного. Скоро 60!

Вот это скоро и настало. Моему "юному" другу сегодня стукнуло 60. Единственное, что я могу ему пожелать, это крепкого здоровья, а также чтобы заглавные титры нашего совместного фильма -- "МИР ВАШЕМУ ДОМУ" были девизом его семьи.

МИР ТВОЕМУ ДОМУ, дорогой мой Человек!

Беседу вел

кинорежиссер Вилен Захарян.

Редакция газеты "Ноев Ковчег" присоединяется к многочисленным поздравлениям, которые в эти дни адресованы талантливому оператору и доброжелательному человеку Ромику Карикяну.

Желаем новых успехов, здоровья и счастья!

Следующая статья




Уважаемые читатели

Газету Ноев Ковчег вы можете получать ежемесячно через почту в конверте , в любой точке СНГ и дальнего зарубежья.
Цены определяются в зависимости от стоимости рассылки плюс стоимость газеты.
Подписку можно оформить в редакции по адресу:
127473, Москва,
Суворовская пл., 1, 4-й этаж.
По вопросам подписки и размещения рекламы звоните
по тел. +7 (495) - 689-41-90



Свежий номер газеты Ноев Ковчег Новости Армении