«Девятый вал» в Москве И, пожалуйста, не удивляйтесь – это, действительно, событие: всемирно известная картина «Девятый вал» экспонируется в Москве… во второй раз за 150 лет со дня своего «рождения» (1850г.). Она - «жительница» Государственного Русского музея Петербурга. И единственный раз была гостем столицы в 1967 году – в год 150-летия со дня рождения своего родителя – Ивана Константиновича Айвазовского. Портрет И.К. Айвазовского И вор, с утра до темна, ежедневно (кроме понедельника) народ валом валит на «Девятый вал», что выставлено в «Третьяковке», что на Крымском валу. Да, персональные выставки именитых художников, как и презентации книг известных писателей, по-моему, являются не только желанным эстетическим удовольствием, посетителей, но и счастливой возможностью ознакомиться с новыми или с мало известными, но интересными фактами их жизни и творчества. И почти всегда не обходится без сюрпризов. У входа в демонстрационный зал висит плакат: «Краткая летопись жизни С.К. Айвазовского». Перед плакатом – разношерстная толпа школьников. Строго одетая женщина с проседью в волосах вслух читает то, что написано в плакате: «17-июля 1817 года в Феодосии в армянской семье разорившегося купца III-гильдии Геворка Гайвазяна, позже взявшего себе имя и фамилию, Константин Гайвазовский, родился мальчик…и т. э.» - Простите, - обратился я к женщине, - Вы случайно не учительница из армянской школы? И как Ваша фамилия? - Моя фамилия Борзова, - ответила она, - и мы все из московской школы №1293. - М – жаль, - вырвалось у меня, - а, впрочем, нет, это даже хорошо, что вы из русской школы. Очень хорошо! Просто я ожидал, что это дети из армянской школы. Да, разные люди по – разному относятся к творчеству и биографии того или иного именитого творца. Большинство людей ищут в их биографии то, что хотят найти. Некоторые, к сожалению, не видят или не хотят видеть, то что, скажем грубо, им не желательно… ладно, не будем об этих «некоторых». Передо мной – недавно выпущенная московским издательством «Рипол классик» (Москва, 2000) – краткий биографический словарь – «Художники». Как написано в аннотации, книги этой серии «…помогут вам поближе познакомиться с наиболее выдающимися людьми всех времен, добившимися мирового признания в различных сферах человеческой деятельности». Здесь даны биографии 300 художников, скульпторов и графиков. И среди них – два армянина: И. Айвазовский и М. Сарьян. Не могу не сказать, - «маловато, братцы – составители, а точнее, сестры – составители: Комарова И.И., Железнова Н.Л». Впрочем, в Предисловии они честно признались «…отбирая биографии для данного издания, авторы руководствовались еще и личными симпатиями к тому или иному художнику». Очерк об Айвазовском оказался первым в этом справочнике. Естественно, по алфавиту. Если пройтись хронологически по биографии великого морениста – вот каковы ступени его творческого роста и признания. В 13 лет Айвазовский был принят в Академию Художеств в Петербурге (1833 г. В книге – опечатка, указан 1883г.) В 20 лет ему была присуждена Большая золотая медаль (1837г.) за картину «Штиль». Через год он сопровождает великих русских флотоводцев М. Лазарева, В. Корнилова и П. Нахимова во время десанта в Субаши. (Позже художник отразил этот сюжет в картине «Высадка в Субаши»). В 1840 году знаменитый английский живописец Д. Тернер посвящает Айвазовскому стихотворение и называет его гением. 1843 год – художник со своей выставкой путешествует по Европе: Париж, Амстердам, Лондон, попутно избираясь членом ряда европейских академий. 1844 год – ему присуждается звание академика и живописца Главного Морского штаба. И это – в 27 лет! 1850 год – он создает свой шедевр – «Девятый вал». … И вот я впервые в жизни, не веря своим глазам, стою перед этой огромной – 221х332 – легендарной картиной, и, не веря своим глазам и ушам, как – будто не только вижу красный шарф в руках несчастного на плоту, но и слышу его тревожный голос, зовущий на помощь… Так и хочется броситься в воду! Я внимательно разглядываю полотно: детали, людей, их одежду… На мачте – надпись красной- краской «1850 г. – Айвазовский» - Слепит мне глаза, - говорит стоящая рядом со мной немолодая женщина, - будто за картиной прожектор горит! «Рыбаки на берегу», 1852 г. Ослепительная выставка! Иначе не скажешь. Посетители с удовольствием разглядывают и другие работы великого мориниста. Искусствоведы сосчитали, что из 6000 работ художника – 4000 охвачены водой. На нынешней выставке, где вывешаны и выставлены около 50 работ, представлены и «не морские» его произведения, в основном, по украинской тематике. «Украинский пейзаж с чумаками при луне» и «Ветряные мельницы в украинской степи» и т.д. ФЕОДОСИЯ. ГАЛЕРЕЯ АЙВАЗОВСКОГО. Так и выплывают в памяти часы, проведенные мною в музее И. Айвазовского, где собрана самая большая в мире коллекция его работ – около 400, (130 – живописных, 270 – графических) На втором месте – по собранию его работ – Ереванская картинная галерея. Там по каталогу 1965 года имелось более 40 работ художника. (Но о Ереване – чуть позже). Мне посчастливилось 30 лет назад не только побывать в доме, в котором провел большую часть своей жизни Айвазовский, но и пообщаться с уникальным человеком – Николаем Степановичем Барсамовым – 45 лет бессменно руководившим этим уникальным музеем, число посетителей которого, скажем еще в то время, доходило до 250 000 человек ежегодно. Человеком, с самого первого дня, переступившего порог этого дома и до последнего своего дыхания – а это 45 лет – не расставался с произведениями своего великого соплеменника. В грозные годы войны, когда немцы подступали к Феодосии, он вместе со своей супругой ценой огромных усилий эвакуировали работы Айвазовского в Ереван. Мой дядя – Эдуард Исабекян, будучи тогда директором картинной галереи, позже «жаловался» мне, что Барсамов не подарил ни одной картины Армении, хотя дядя прекрасно знал, что великий моренист все свои работы, оставшиеся в его доме, завещал городу Феодосии. АРМЕНИЯ И АЙВАЗОВСКИЙ Несмотря на бытующие еще кое-где разговоры об отдаленности Айвазовского от Армении и армянской тематики, хочу привести несколько фактов, опровергающих это мнение. Факт I. Вот письмо, адресованное католикосу Геворку IV, написанное на армянском языке Айвазовским 18 декабря 1868 году. Привожу фрагмент: «Святейший отец и благословенный владыка! С любовью получив письмо и благословение Вашего святейшества, отвечаю: Хотя давно я должен был приехать в незабвенную родную землю, дабы вновь возликовать при виде ее, снискать любовь и благословение Вашего святейшества, однако жесткие зимние метели держат меня в Тифлисе…» Факт II. В письме настоятелю армянской церкви в Феодосии Хорену Степаняну Айвазовский пишет: «Хорен Вардапет, …Я сделал хорошее дело, возобновил старинную церковь Сурб Саркис (700 лет)…на днях будет освящение, и по этому случаю написал образ Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду». (12.04.1888г. Феодосия) Факт III. Вот отрывок из статьи, опубликованной в армянском журнале «Базмавеп» за 1889 г. Корреспондент этого издания, сообщая о выставке картин Айвазовского в Париже, пишет: “Я рассматривал картины, когда ко мне подошел художник и сказал: “Вы, вероятно, ищете армянские темы в моих произведениях? «Да, Вы угадали», - ответил я. Он взял меня под руку, повел по залу и, показывая на одну из картин, сказал: «Вот наша Армения». Эта была картина «Ной спускается с вершины Арарата». «Девятый вал» …Да, много работ у великого мориниста перекликается с армянской тематикой. Даже по вышеназванному сюжету он сделал несколько вариантов. Одну из них он в свое время подарил Эчмиадзинскому монастырю. Ныне эта работа наряду с другими его произведениями экспонируется в Государственной картинной галерее. А недавно, при посещении резиденции католикоса группой московских журналистов, мы видели еще одну живопись мастера, тоже морская тема. Но, к сожалению, таблички с указанием названия и года не было. Во время русско-теруцкой войны 1877-78 гг. Айвазовский оказал значительную материальную помощь беженцам-армянам, многих поселил у себя. Еще большую помощь он оказал бежавшим из Турции в 1895-96 гг. 8 октября 1896 г. он написал Католикосу: «Глубоким горем опечалено сердце мое этой неслыханной, невиданной резней, учиненной над армянами…Мы…горько оплакиваем погубленные души несчастных сородичей наших». Эти трагические события художник воплотил в картинах «Избиение армян в Трапезунде», «Турки нагружают армян на пароход», « Турки выгружают армян в Мраморное море»… и тому подобные произведения. Не могу не упомянуть и о двух других знаменитых работах художника по армянской тематике: «Армяне-мхитаристы на острове Святого Лазаря»(1843 г.) и «Посещение Байроном острова Св. Лазаря»(1898г.) (Напомню, сто с давних пор на этом итальянском острове было армянское поселение, а английский поэт лорд Байрон симпатизировал армянам и даже изучал армянский язык). Писатель Лев Вагнер, в свое время много сил потративший для изучения жизни и творчества Айвазовского, в одной из своих статей писал: «В Армении существует Центр шекспироведения – и это похвально. А почему же не создать Центр, изучающий творчество Айвазовского? На его базе возникнет в будущем и музей Айвазовского в Ереване…» И далее он добавляет: « Имя Айвазовского дорого каждому армянину. И было бы хорошо установить памятник великому армянину -–патриоту. Назвать улицу его именем…» И это говорит не армянин? Может прислушаемся к его голосу?! Роберт Баблоян
|